СДВГ: таблетки или игра?

Перед тем, как лечить ребенка с СДВГ успокоительными,
ИГРАЙТЕ С НИМ!
В последний месяц часто на прием приходят родители с детьми, которые перестали спать, стали значительно активнее, возбужденнее, их невозможно унять, уложить спать и весь дом вверх дном!

Сопоставив все с погодой (морозы, снег и просто темно и холодно) я выяснила, что многие дети действительно стали меньше двигаться: ездить на тренировки долго и карантин, на улице холод, родители устали и вообще можно ноги заморозить и заболеть! А активности и энергии у ребенка много, как и раньше, когда они бегали вокруг дома, гуляли не по 1 часу в день.

Здесь речь и об обычных детях, и особенно о тех, о ком можно точно сказать, что он гиперактивный ребенок.
Известно, что опыт игры-возни подавляет у крыс импульсивную агрессию. Также известно, что если крысы лишены возможности играть в возню, у них наблюдается нарушение развития префронтальной коры, они демонстрируют поведение сходное с СДВГ, который у людей лечится риталином и другими препаратами, влияющими на нейромедиаторы и передачу импульсов в ЦНС.

Кстати, если понаблюдать за детьми разного возраста до 18 лет, и попытаться отследить, в каком возрасте они чаще всего пинают друг друга, дерутся, кусаются и забирают чужие вещи — окажется, что самые агрессивные из всех — дети в возрасте 2х лет.
Существует наглядное изображение этапов развития нервной системы – пирамида Вильямса . Познавательные способности, речь – находятся на самой ее верхушке. Без достаточно развитого фундамента (моторное развитие, координация, баланс, ощущение тела и пр) не будет полноценных когнитивных способностей человека (речь, познание, академическое обучение).

Дети (и взрослые)))) обожают игры и с нетерпением их ждут!
Когда папа подбрасывает и ловит ребенка, он пугается и радуется, учится доверять своему телу. Ребенок учится управлять своим телом, когда изгибается, борется, таскает кого-то за волосы, бьет и выползает из-под завала подушек. Он на глубинном уровне усваивает, что может причинить боль другому, а что не может.

Задача взрослого подвести ребенка к пониманию дозволенного, что бы он ощутил разницу, когда уже и вправду больно, а когда это — все еще игра. Взрослый провоцирует и подводит ребенка к границам его возможностей, но не позволяет ему сильно травмироваться. Задача взрослого – сопровождать ребенка в этом балансировании на грани страха, любопытства, исследования и радости.
Совместная игровая практика позволяет лучше почувствовать свое тело и лучше управлять им. Ребенок учится двигаться, вырабатывает легкость и грациозность в движениях, что характерно для людей, которые живут в гармонии с собой.

Детям с СДВГ часто назначают препараты, «помогающие» справиться с гиперактивностью (причем мальчикам гораздо чаще, чем девочкам). И очень часто при этом упускают из вида то, что ребенку банально мало активности.

Их естественная тяга к беспокойным играм оказывается неудобна семье, конкретному сообществу, а потом и школе, где надо быть спокойным, сидеть и молчать. Они становятся гиперактивными.
Но вместо того, что бы позволить им выпустить эту энергию, дать им набегаться до упаду, взрослые пичкают их лекарствами. Часто это допаминергические препараты, которые подавляют игровую деятельность. Хуже не придумать!

Зачем это делать? Есть только одно объяснение – так проще, спокойнее взрослым, так дети требуют меньше внимания к себе. Когда дети молча неподвижно сидят на месте, а игра, подвижность с ними нарушают дисциплину, тишину и нормы приличия. Когда фокус на том, как правильно себя вести (на взрослой части), развитие стоит на месте.

Только тогда возникает вопрос – мы действительно хотим вырастить послушных рабов и исполнителей, не ощущающих свое тело? Я преувеличиваю, хотя в некоторых случаях это может оказаться действительно так. Как много потом мы видим несчастных офисных сотрудников, которые не владеют телом?

Они не умеют вовремя распознать даже сигналы дискомфорта и обращаются за помощью, когда уже многое не изменить: сгорбленная шея, грыжи в пояснице, неработающий кишечник, перепады давления. Он привык выполнять задания, действовать в рамках простых указаний, не проявляя креативности. А потом в 50 или 60 лет настигает ощущение полного провала своей жизни, инсульт и инфаркт, потому что телу никто никогда не давал голоса и свободы. Ну, это я уже далеко зашла, возможно не все так мрачно.

К слову, когда взрослый играет с ребенком, он тоже улучшает свой пространственно-кинестетический интеллект, и происходит модификация лобной коры. Не обязательно даже ребенка куда-то водить – просто играть с ним в борьбу и валяние дома — это еще и весело! Играйте с детьми и давайте им волю, играйте с другими взрослыми – не сидите спокойно!

Рекомендуем для прочтения  Ребенок плохо спит?